Администрация Боковского района Ростовской области

Социальное сиротство как социальная проблема

774

1. Социальное сиротство: понятие и причины в современном обществе

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Сиротство - социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. Однако в XX-XXI веках во многих странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства как социального явления, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям.

Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством .

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» использует следующие понятия детей-сирот, дающие возможность представить изучаемую проблему с разных сторон:

1. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямые сироты).

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. К этой категории относят детей, у которых нет родителей или они лишены родительских прав. Сюда же относится ограничение в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате общественного поведения лишены родительских прав («социальное сиротство»).

Социальные сироты - это дети, имеющие родителей, которые лишены родительских прав, страдают тяжёлыми хроническими заболеваниями, в том числе психическими, алкоголизмом, наркоманией и другие. Выделяется большая группа детей-сирот, от которых по различным причинам отказались родители (наиболее часто отказываются одинокие матери, родившие детей вне брака, а также родители, у которых дети родились с нарушениями в психофизическом развитии).

Таким образом, социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В дальнейшем в работе мы будем опираться на это понятие. В этом случае заботу о детях берет на себя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.

К числу непосредственных причин социального сиротства, относятся следующие:

- добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;

- принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:

1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);

3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;

5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;

7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;

8) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие - разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;

9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

Семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, впоследствии очень часто сами оставляют своих новорожденных детей на попечение государственных структур.

Важную роль играют акселерационные процессы и изменение образа жизни современной молодежи, «сексуальная революция», снижение возраста начала половой жизни, которые происходят на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям и их последствиям, приводящим к возрастанию из года в год числа подростковых беременностей, а, следовательно, возрастает количество социальных сирот.

Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка - распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства.

Выделяется две группы мотивов, по причине которых женщины отказываются от новорожденных детей. Одна из них, более многочисленная, - это трудная жизненная ситуация (отсутствие денег, жилья, неприятие родителей, категорический отказ мужа от ребенка). Другая группа с явными психологическими дефектами, нуждается в психологической и психиатрической помощи. Следует, однако, отметить, что граница между этими двумя группами не четкая. Можно выделить также женщин, родивших детей с врожденными дефектами, что часто является следствием нежелания иметь ребенка во время беременности.

Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, так как многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что, во-первых, социальный сирота, это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Во-вторых, основными причинами сиротства детей в нашей стране являются отказ от ребенка в родильном доме, смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, а также лишение родительских прав родителей ребенка в связи со злостным невыполнением ими своих обязанностей, то есть социальная дезорганизация семьи, финансово-экономические трудности, асоциальное поведение родителей (пьянство, наркомания, преступное поведение). В-третьих, в России продолжается рост социального сиротства, специализированные учреждения заполнены детьми, оставшимися без попечения родителей. В связи с этим остро стоит вопрос о профилактике социального сиротства и развития данной технологии в разных ведомствах и на разных уровнях.

2. Профилактика как технология социальной работы по работе с социальным сиротством

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики.

В профилактике нуждается все население, в особенности люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни.

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Своевременная профилактическая деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями.

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

Выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:

- общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере;

- специальный уровень (социально-педагогическая, социально-психологическая) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;

- индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности.

Помимо этого, выделяют следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.

Под третичной профилактикой понимается комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.

В соответствии с вышесказанным, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

- предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.

Профилактика семейного неблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видам профилактики, используемых в практике социальной работы. Первый связан с выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В процессе профилактики должна быть обеспечена полнота выявления профилактируемого контингента. Это будет возможно лишь в том случае, если в данном процессе будут участвовать все обозначенные в законе субъекты профилактики. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие органы и учреждения, которые работают с семьей на ранних этапах формирования личности несовершеннолетнего - учреждения социальной защиты населения и здравоохранения, дошкольные и школьные образовательные учреждения. Согласно, Федеральному закону Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуально-профилактическая работа, проводится как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В отношении тех и других разрабатываются специальные программы, включающие специфические для каждого профилактируемого субъекта мероприятия.

Следующим этапом профилактической работы являются мероприятия по реабилитации профилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего, от полноты изучения личности профилактируемого, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учебе, к родителям, труду, состоянием здоровья, включая и психическое, характера отклоняющегося поведения и его причин.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) профилактика социального сиротства - это реальная необходимость, важна общая организация профилактической работы на определенной территории применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей;

2) профилактика социального сиротства включает в себя систему мероприятий, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности;

3) работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения к ответственному родительству необходимо начать с формирования позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей.

3. Модели жизнеустройства детей социальных сирот

Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии со следующими принципами: приоритет семейного воспитания детей; забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Вслед за вышеперечисленным документом российское законодательство утвердило безусловный приоритет семейной формы воспитания детей. В частности, в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 г. за № 223-ФЗ (СК РФ), (в последней редакции от 21.07.2007 г. № 194-ФЗ) записано: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации».

Таким образом, действующее законодательство предусматривает четыре основные формы устройства детей: усыновление, под опеку (попечительство), приемную семью и в учреждения государственной поддержки детства.

Выбор той или иной формы устройства ребенка возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Критерии такого выбора не установлены ни законом, ни подзаконными актами. Семейный кодекс лишь указывает (п. 1 ст. 123), что при устройстве ребенка должны учитываться: "его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании".

В современных условиях органы опеки и попечительства не имеют реальной возможности выбирать между тем или иным способом, что само по себе, безусловно, не может не сказаться на интересах детей крайне отрицательно. Известно, что лица, желающие усыновить ребенка, в большинстве случаев хотят найти ребенка новорожденного или хотя бы не достигшего возраста одного года. В то же время дети старшего возраста, а также дети, страдающие тяжелыми заболеваниями, практически не имеют шансов обрести усыновителей. Не всегда есть и возможность назначить ребенку опекуна или попечителя.

Итак, в рамках данной работы рассмотрим, указанные выше формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, их сходства и различия.

Опека (попечительство) и усыновление сходны в том, что ребенок в обоих случаях помещается в семью. Однако при усыновлении права и обязанности, усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей.

Из этого следует, что правовые последствия усыновления устанавливаются бессрочно и существуют всегда, даже после смерти усыновителей или усыновленных. Исключение составляет отмена усыновления - судебный акт, прекращающий данные правоотношения на будущее время (ст. 140 СК РФ: «Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка»).

Опека и попечительство над детьми - временное правовое состояние. Даже если опекун «трансформируется» в попечителя (при достижении ребенком 14 лет), тем не менее, попечительство автоматически прекратится вместе с совершеннолетием ребенка. Это возможно и ранее - в тех случаях, когда до достижения совершеннолетия ребенок приобретает полную гражданскую дееспособность.

Далее, правовой статус усыновителя (усыновительницы) предполагает наличие у данного лица всего объема родительских прав и обязанностей, таких как:

- права определять фамилию и имя ребенка;

- права удерживать ребенка у себя;

- преимущественного права на воспитание ребенка;

- права общаться с ребенком;

- права защищать права и интересы ребенка и другое.

Опекун (попечитель) обязан воспитывать ребенка и защищать его интересы, однако его статус не дает ему права, например, изменить имя или фамилию ребенка. Опекун или попечитель не вправе избирать любые способы воспитания ребенка, поскольку в соответствии со ст. 150 СК РФ он обязан придерживаться рекомендаций органа опеки и попечительства.

Но главное, поскольку в данном случае не устанавливаются столь же прочные правовые связи, как при усыновлении, то не возникает и алиментных обязательств опекунов (попечителей) и их подопечных. Это означает, что как опекуны (попечители) не обязаны содержать своих подопечных, так и последние, став совершеннолетними, не несут такой обязанности (п. 3 ст. 96 СК РФ) по отношению к бывшим опекунам или попечителям.

И, наконец, усыновление производится в судебном порядке, а опекун или попечитель назначаются актом органа опеки и попечительства (органа местного самоуправления).

Таким образом, особое назначение опеки и попечительства над детьми проявляется в тех случаях, когда усыновление ребенка невозможно или нецелесообразно. Во-первых, он может оказаться невостребованным для усыновления, во-вторых, он может проживать вместе с кем-то из родственников, желающих стать опекуном или попечителем (как правило, с бабушкой, теткой), и его перемещение в другую семью будет противоречить его интересам. В этих и подобных ситуациях установление опеки (попечительства) предпочтительнее усыновления.

Во многих регионах институт опеки и попечительства над детьми, помимо своей основной функции - помещения ребенка в семью, выполняет и еще одну. Речь идет о том, что установление опеки (попечительства) рассматривается как предварительный этап, своего рода "ступенька" к усыновлению ребенка. Действительно, передача ребенка под опеку или попечительство может показать, будет ли положительным последующее усыновление, и в том случае, если проживание ребенка в этой семье не сложилось, возможно, прекращение опеки (попечительства). Понятно, что это сделать значительно проще, нежели отменить усыновление.

Еще одна форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей это передача ребенка в приемную семью.

Граждане желающие взять ребенка в приемную семью, подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

Приемная семья - это такая форма устройства детей, при которой лица, осуществляющие охрану прав и интересов ребенка, получают вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей (ст. ст. 151 - 152 СК РФ).

Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитанием ребенка (детей).

На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на приобретение продуктов питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правоотношения между ребенком и приемными родителями прекращаются по истечении срока действия договора о передаче ребенка в приемную семью.

И четвертая основная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей - помещение в специальное учреждение. Помещение ребенка в лечебное, воспитательное или иное учреждение представляет собой наименее соответствующую его интересам форму устройства. Возможно функционирование нескольких вариантов детских учреждений - в тех формах, которые предусмотрены действующим законодательством. Такими учреждениями могут быть, например: детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, а также временное помещение в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

При передаче ребенка на воспитание в детское учреждение не происходит помещения его в семью как коллектив совместно проживающих, ведущих общее хозяйство граждан. Понятно, что, находясь в детском учреждении, ребенок не только лишен возможности получить больше тепла и заботы, но и, что не менее важно, лишен возможности приобрести опыт семейного общения, проживания в кругу близких, обеспечения быта, заботы друг о друге.

Юридическая разница между двумя этими формами устройства детей заключается в том, что при опеке (попечительстве) обязанности по воспитанию и защите интересов ребенка возлагаются на физическое лицо, а при передаче в учреждение - на юридическое лицо (соответствующее учреждение). В последнем случае администрация учреждения обязана представлять интересы ребенка и исполнять функции его законного представителя.

Из перечисленных признаков вытекает и особая задача опеки (попечительства) над детьми. Это обеспечение семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в тех случаях, когда отсутствует возможность передачи ребенка на усыновление или в приемную семью.